Мотоблок или культиватор?

,13 февраля 2018

Мотоблок или культиватор?



Особенности выбора мототехники для участка.

Если в начале садово-огородного сезона у вас по-прежнему возникает вопрос «копать или не копать», это означает, что современные средства механизации на участке либо используются в недостаточном объеме, либо не используются вообще. В таком случае, данный обзор предназначен специально для вас.

Мотоблоки и культиваторы выполняют одну и туже функцию – подготовку почвы к посадке культур. Главное их отличие от ручного труда — меньшие затраты энергии и более тщательное выполнение поставленных задач. Именно поэтому культиваторы и мотоблоки уже стали незаменимыми на многих садовых участках. Ошибочно считать, что эти два вида техники идентичны. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что мотоблок может работать с навесным оборудованием (плугом, окучником и т.д.), а культиватор – нет. Как раз от этой дополнительной оснастки и будет зависеть полный перечень работ, которые вы сможете выполнить на своем приусадебном участке.


Культиватор в первую очередь необходим для обработки почвы. Среди его главных задач можно выделить подготовку земли к посеву, улучшение структуры грунта, а также смешивание его с удобрениями. Они имеют одну передачу вперед и одну — назад, либо только одну передачу переднего хода. Основными элементами в составе культиватора являются погружаемые в землю фрезы, с помощью которых и происходит ее вспахивание. Транспортировочные колеса большинства мотокультиваторов не имеют привода от двигателя. Они предназначены только для перемещения машины по участку.

Выбор. Мотокультиваторы предназначены для обработки участков от 2 до 8 соток. Весят они от 10 до 55 кг, а мощность их от 1,8 до 5,5 л.с. Тем более что глубина обработки почвы у большинства мотокультиваторов весом от 25 кг – 25 см, то есть равна штыку лопаты. Такая техника может непрерывно работать в течение часа и за это время перелопатить 2 сотки огорода или 1 сотку целины. Чем тяжелее мотокультиватор, тем проще фрезе передвигаться в земле и выдерживать заданную глубину, особенно на участках с тяжелой почвой. Его не нужно подталкивать с нажимом, он едет сам.

Для небольших участков с легкой почвой подойдут легкие культиваторы до 45 кг

Для участков с площадью от 5 до 8 соток предназначены более тяжелые мотокультиваторы

Там, где регулярно приходится обрабатывать площадь более восьми соток или поднимать целину, не обойтись без мотоблока. Это серьезный агрегат, весящий от 50 до 150 кг, мощностью от 5 до 8 л.с. Для дачного участка вполне достаточно. Есть и более мощные мотоблоки – до 15 л.с., но это уже техника профессионального класса.

Мотоблоки импортного производства или с импортными двигателями работают на хорошем бензине АИ-92.

Сам мотоблок оснащен, как правило, фрезой, которая с успехом заменяет лопату обрабатывает землю на глубину 25-30 см. Его при желании можно укомплектовать различным навесным оборудованием: плугом, бороной, окучивателем , косилкой, снегоуборщиком, прицепом для перевозки тяжестей.


Самым популярным среди пользователей можно смело назвать цепной редуктор. К его преимуществам относится простота, надежность, возможность реверса (заднего хода аппарата). Чаще всего цепные редукторы делаются разборными, что позволяет визуально диагностировать состояние цепей и шестеренок, а так же регулярно смазывать их. Самой распространенной поломкой цепного редуктора являются: растяжение или разрыв цепи, срезание зубьев шестеренок или шпонки приводного вала. Все эти поломки, как правило, можно устранить силами пользователя, что является существенным преимуществом.

Из всех редукторов,зубчатый самый надежный, а так же дает возможность реверса. Но зубчатый редуктор, в случае поломки, как правило, не чинится и его приходится менять целиком, что, неизбежно, выливается в копеечку.



Дизельный или бензиновый ?

В отличие от мотокультиваторов,на которые в 95 % случаев устанавливается бензиновый двигатель, мотоблоки оснащаются и дизельными агрегатами,мощностью от 7 л.с.

Благодаря достаточно высокому тяговому усилию, дизельные мотоблоки отлично работают на достаточно низких оборотах. Это позволяет использовать их в окучивании, культивации и вспахивании. Дизельный двигатель рассчитан на большее количество ресурсов, нежели бензиновый. Это позволяет таким агрегатам работать больше времени безостановочно.

У дизельных китайских двигателей есть некоторые специфические особенности. Длительная эксплуатация на холостых оборотах (так называемый холостой ход) в итоге приводит к поломке и выходу мотоблока из строя. Время от времени дизельный двигатель нужно загружать на полную мощность в течение двух-трех часов. Эта процедура продлит срок службы мотоблока.

Среди главных достоинств дизельных мотоблоков можно отметить:

  • Варьируемый расход топлива. Разница в потреблении топлива может составлять от двух до пяти литров на сотню километров, в зависимости от мощности двигателя.
  • Удобство в эксплуатации и обслуживании. В дизельном мотоблоке нет свечей, магнето, а также карбюратора, который бы требовалось постоянно регулировать.
  • Благодаря большому весу, обеспечивается максимальное сцепление с землей.
  • Благодаря повышенному тяговому усилию обеспечивается работа двигателя на стабильных оборотах.


Бензиновый мотоблок идеален, если нужно обрабатывать небольшой участок земли. Топливо в бензиновом двигателе воспламеняется от искры, вырабатываемой свечей зажигания. В дизеле эту функцию выполняет свеча накаливания.

Бензиновые мотоблоки - очень маневренные и легкие. В качестве топлива может использоваться бензин с октановым числом 92 или выше – подойдет обычный бензин для любого современного автомобиля.

Основное преимущество бензинового мотоблока – относительно небольшая стоимость. Дальнейшее техническое обслуживание и ремонт также обойдутся дешевле, чем в случае с дизельным мотоблоком.

Также можно говорить о следующих преимуществах:

  • Пониженный уровень шума – на несколько десятков децибел ниже, чем на дизеле.
  • Бензиновый двигатель можно заводить при любых погодных условиях. Он не требует установки электрического стартера.
  • Очень слабая вибрация руля. При отсутствии опыта, бензиновым мотоблоком легче управлять.

При этом бензиновые мотоблоки могут работать только на высоких оборотах. Минимальные обороты они держать не будут. Популярность бензиновых мотоблоков обусловлена, прежде всего, доступностью топлива – достаточно добраться до любой заправки или спросить лишнюю канистру у соседа – ведь почти у каждого есть автомобиль, бензопила, газонокосилка или иной агрегат, работающий на бензине.


Итог:

Если ваш "отдых" на даче сводится к выращиванию цветов, плодовых и декоративных кустарников с высоко расположенной корневой системой (вишня, слива и пр.), то уместным будет приобретение легкого мотокультиватора. Они имеют лишь одну насадку для неглубокой обработки почвы (5-15см).

Для выращивания на приусадебном участке разнообразных плодов, овощей и ягод необходима более глубокая обработка почвы. Владельцам более 5 соток следует обратить внимание на средние, либо тяжелые мотоагрегаты, в зависимости от обрабатываемой площади, с мощностью двигателя от 2,5 до 16 л.с.. Дополнительная мощность дает возможность выполнения более трудоемких операций - транспортировка грузов, кошение травы и др. Мотоблоки этого класса более производительны, ширина захвата фрез у них значительно больше - 50-90 см, но это преимущество становится недостатком при работе в стесненных условиях небольших участков и в узких междурядьях. Легкие мотоблоки имеют в основном четырехтактные двигатели, для эксплуатации которых используется бензин или Аи-92.

При покупке необходимо хорошо ознакомиться не только с характеристиками двигателя и навесного оборудования, важно изучить также особенности сцепления редуктора.







Поделиться: